Опоры нового поколения!
Технология монтажа воздушных линий электропередачи на опорах, изготовленных из композитных материалов, успешно применяется с начала 2000х годов в США и Канаде, на российских же просторах она пока малоизвестна, объекты применения являются «штучным товаром». Опытные участки линий смонтированы и эксплуатируются в Тюменской области, Якутии, Краснодарском и Приморском крае, Архангельской, Иркутской и Калининградской областях.
Преимущества монтажа и эксплуатации опор из композитных материалов не могли не заинтересовать специалистов ОАО «Сетевая компания», ставшего в последнее время полигоном для внедрения новых передовых технологий.
Координационным научно-техническим советом (КНТС) ОАО «Сетевая компания», под руководством заместителя генерального директора- технического директора Илшата Галимзянова, было изучено предложение ООО «Камэнергостройпром» о согласовании разработки технологии изготовления и монтажа опор для высоковольтных линий электропередачи, изготовленных из композитных материалов. Реализацию предложения было решено провести в рамках научно-исследовательской опытно-конструкторской работы (НИОКР). Пилотным филиалом стали Приволжские электрические сети.
Смонтированные четыре опоры высотой 24м, изготовленные из композитного материала, окрашенного в корпоративный синий цвет, заменили дефектные железобетонные опоры на ВЛ 110 кВ Пестрецы-25 Октября, проходящей по территории Лаишевского района РТ.
Сборку и монтаж стоек опор производства завода-изготовителя ЗАО «ФЕНИКС-88″(г. Новосибирск) в течение нескольких дней провели линейщики подрядной организацией ООО «Средневолжсксельэлектросетьстрой».
«Ремонт линий электропередачи с применением новых технологичных опор из композитных материалов позволит решить проблему оперативной замены дефектных опор, выработавших свой ресурс, — объясняет начальник Службы высоковольтных линий Приволжских электрических сетей Хамза Ахметзянов, — Кроме того, уже сейчас понятно, что трудозатраты при эксплуатации данных опор будут минимальными. Характеристики материалов, из которых они изготовлены, исключают необходимость дополнительных эксплуатационных затрат, так как они не подвержены многим разрушающим факторам, которые испытывают железобетонные опоры».
Преимуществами новой технологии являются также малая масса (вместе со всеми комплектующими не более 1 630 кг) и малые транспортировочные габариты секций: в кране-манипуляторе можно одновременно перевести до 4 опор со всеми комплектующими, что облегчает процесс транспортировки опор к месту монтажа. Эти преимущества особенно актуальны при производстве аварийно-восстановительных работ на ВЛ по замене поврежденных опор.
Ещё одним достоинством композитных опор является отсутствие в необходимости окраски конструкции. Опыт использования таких опор подтверждает готовность оборудования к воздействию экстремальных климатических условий и агрессивной среды, специальное покрытие из эпоксидной смолы обеспечивает стойкость к ультрафиолету, а противопожарное покрытие — защиту от низовых пожаров. Состояние опор контролируется путем ежегодного осмотра, экспериментальный срок службы новых конструкций по заявлению изготовителей составляет от 50 до 70 лет.
Свои предложения по совершенствованию этого оборудования представители филиала ОАО «Сетевая компания» Приволжские электрические сети будут вносить в процессе эксплуатации, по результатам наблюдения за состоянием опор при гололедных и ветровых нагрузках, воздействии солнечной радиации.
Самым существенным недостатком опор из композитного материала на сегодняшний день является их высокая стоимость (примерно в три раза выше железобетонных конструкций). По словам главного энергетика ООО «КЭСП» Валерия Харламова, производитель из Новосибирска рассматривает возможность удешевления стоимости опор. Кроме того, снизить стоимость поможет в том числе организация серийного производства опор разного класса напряжения на собственной площадке — такую возможность рассматривает ООО «Камэнергостройпром».
Опытная эксплуатация опор позволит татарстанским энергетикам произвести собственную оценку: детально разобраться во всех тонкостях нового оборудования, выявить как имеющиеся недостатки, так и широкие возможности, которые предоставляют композитные опоры. По результатам опытной эксплуатации в ПЭС будет принято решение о дальнейшем тиражировании современной технологии.
Один из плюсов – легкость транспортировки модулей в труднодоступные удаленные от трасс точки — может быть использован при ликвидации аварийных ситуаций, требующих оперативного восстановления электроснабжения, при создании временных схем считает, начальник отдела новой техники и технологий Александр Садыков: «Такие опоры могут быть включены в аварийный запас компании и использоваться по мере необходимости».
В целом реализованный компанией очередной эксперимент по освоению и внедрению новых технологий после проведенного в течение определенного времени мониторинга за эксплуатацией композитных опор может получить в перспективе еще больший размах – использование данной технологии в рамках реализации планов капитального строительства.