Транснефть – Сибирь разработали опытный образец элемента насосного оборудования
Специалисты Тюменского ремонтно-механического завода (ТРМЗ) АО «Транснефть – Сибирь» в рамках реализации программы импортозамещения разработали опытный образец элемента насосного оборудования – соединительной пластинчатой муфты.
Основной составляющей соединительной муфты являются упругие элементы, компенсирующие осевые, угловые и радиальные смещения соединяемых валов магистрального насоса и электродвигателя, возникающие в процессе эксплуатации. В качестве упругих элементов применены звенья, последовательно соединённые между собой в пакет, образуя замкнутое соединение.
Основными преимуществами муфты, разработанной специалистами ТРМЗ, являются внедрение в конструкцию принципиально новых пакетов упругих элементов, расчётные компенсационные характеристики которых в среднем на 30% выше серийно выпускаемых аналогов. В конструкции изделия применены материалы, обеспечивающие искробезопасность при эксплуатации насосного агрегата. Упрощённая конструкция муфты позволяет производить ремонт с частичной разборкой изделия непосредственно на месте эксплуатации. Благодаря снижению количества комплектующих и усовершенствованию технологии производства деталей, трудоемкость изготовления муфты снижена на 50% и, как следствие, более чем на 40% уменьшена себестоимость изделия.
Специалисты ТРМЗ провели прочностные расчеты математической модели новой муфты, которые показали, что конструкция изделия по своим техническим и эксплуатационным характеристикам не уступает зарубежным аналогам.
В настоящее время опытный образец муфты смонтирован на магистральном насосном агрегате ЛПДС «Языково» АО «Транснефть – Урал». В ходе опробования в рабочем режиме отклонений в работе насоса не выявлено. Кроме того, опытный образец успешно справился с подавлением вибрационных нагрузок, возникающих в процессе работы насосного агрегата, что значительно повышает эксплуатационные характеристики изделия в сравнении с серийно выпускаемыми муфтами.
Применение муфт данного типа позволит повысить стабильность работы узлов и ресурс торцевых уплотнений магистрального насоса, что обеспечит увеличение надежности и энергоэффективности процесса транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе МН АО «Транснефть – Сибирь».
Для подтверждения прочностных характеристик опытный образец муфты проходит эксплуатационные испытания длительностью наработки 2 тыс. часов, их окончание запанировано на август. После успешного окончания испытаний муфта новой конструкции будет внедрена в серийное производство, а полученный опыт расчетов и проектирования будет применен для освоения выпуска муфт всего типоразмерного ряда насосных агрегатов, что позволит в перспективе заменить импортную продукцию на объектах организация системы «Транснефть».
Справочно:
Соединительная муфта является неотъемлемой частью насосного агрегата. Данный узел соединяет валы насоса и электродвигателя, предназначен для передачи крутящего момента от электродвигателя к насосу. Тюменский РМЗ выпускает упругие пластинчатые муфты с 2000 года, ежегодно расширяя номенклатурный ряд. В настоящее время завод производит более 300 единиц различных типоразмеров муфт в год. Основным поставщиком соединительных муфт на объекты ПАО «Транснефть» является Тюменский ремонтно-механический завод, входящий в состав АО «Транснефть – Сибирь».